Находим и проверяем регулятор холостого хода на ВАЗ 2114: подробная инструкция

Первые серийные автомобили «Жигули» оснащались карбюраторами «Вебер», у которых из регулировок были только регулятор количества и качества топливной смеси. После дальнейшей модернизации этого прибора, появились электромагнитные клапаны на третьей, шестой моделях и Ниве. Пятая и шестая модель «Жигулей» уже получили систему экономайзера принудительного холостого хода. Семейство машин с передним приводом и инжекторными двигателями получили регулятор холостого хода.

ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Этот прибор, необходимое устройство для экономии топлива, имеет несколько распространённых названий. Его называют клапаном, датчиком, а также регулятором для регулировки холостого хода. Принцип работы примерно одинаков для всех приборов. Он заключается в изменении проходного сечения впускного канала для воздушной смеси в приёмный тракт мотора.

Если на прежних моделях работа прибора заключалась только в открытии или закрытия воздушного канала, то в этой модели также как и для ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115 принцип функционирования несколько изменён. Он представляет собой шаговый электродвигатель с иглой в виде конуса. Электронный блок управления мотором считывает показания различных датчиков, контролирующих различные системы двигателя, и в соответствии с их показаниями включает прибор, диапазон «шагов» которого, равен примерно 250 шагов.

ГДЕ ЕГО ИСКАТЬ НА ДВИГАТЕЛЕ

Если кто-то не знает, где находится датчик холостого хода, тогда подскажем, о его месте расположения. Эти приборы устанавливаются на корпусах дроссельных заслонок, крепёж осуществлён с помощью двух винтов. Встречается и такой способ крепления, как «посадка» на лак. Но он не получил большого распространения ввиду сложности проведения таких работ. На снимке стрелкой указано место, где установлен рхх на ВАЗ 2114.

КАК РАБОТАЕТ ЭТОТ ПРИБОР

В момент включения зажигания, шток полностью перекрывает воздушный канал и возвращается в исходное положение. В момент его возвращения контролер отсчитывает его шаги. Их количество может быть разным, а зависит в основном от прошивки контроллера. В момент прогрева мотора он открывает клапан холостого хода на один зазор, а во время работы прогретого двигателя, он выдает порцию воздушной смеси в зависимости от потребности.

Сигналы для определения нужного количества воздуха поступают от датчика массового расхода воздуха. Контроллер считывает и определяет его потребность, чтобы выдать управляющий импульс на рхх. Также участвует в управлении датчик положения коленчатого вала двигателя, его сигналами, через блок управления регулируется положение конусной иголки датчика.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРИЗНАКИ ЕГО НЕИСПРАВНОСТИ

Пока ещё такие датчики не снабжаются системами для проведения диагностики, водитель не увидит на табло сигнала о его неисправности. Пока судить о проблемах с ним или проверить рхх на ВАЗ 2114, можно только по косвенным признакам, которых вполне достаточно для постановки правильного диагноза. К таким признакам можно отнести:

  • Непредвиденные остановки при работе на холостом ходу;
  • Наблюдаются плавающие обороты при работе на оборотах холостого хода;
  • Нельзя добиться повышения оборотов во время пуска холодного двигателя;
  • При выключении скорости происходит остановка мотора.

Хочется предупредить владельцев машин о том, что схожие признаки неисправностей бывают и у других датчиков, но на некоторые из них реагирует контроллер и выдаёт на табло код ошибок.

КАК МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Лучше всего проверять работоспособность с помощью приборов. Давайте рассмотрим, как проверить датчик холостого хода ВАЗ 2114. Хорошо если для этих целей найдётся самый простой мультиметр, его будет вполне достаточно. Для проведения «инструментальной проверки» необходимо:

  1. При выключенном зажигании с датчика снимают разъём с проводами;
  2. Прибор переводят в режим измерения напряжения и при включенном зажигании проверяют его наличие на проводах разъёма;
  3. Если напряжение присутствует, датчик неисправен, в противном случае проверяют всю цепь от датчика до контроллера.

Проверка регулятора холостого хода может быть произведена и без приборов. Для этого на снятом датчике с подключенными проводами проверяют выдвижение штока при включении зажигания. Если конусную иглу слегка удерживать пальцем и включить зажигание, то она должна выдвинуться. Те владельцы, кто владеет основами радиотехники, могут собрать тестер рхх своими руками, которым может быть проведена проверка рхх с шаговым двигателем. Кого заинтересует такой прибор, схема его будет ниже.

Как видно из схемы, прибор подключается к бортовой сети, а вторым разъёмом непосредственно к датчику.

Теперь несколько слов о том, как проверить датчик регулятора холостого хода с помощью этого прибора. Для этого необходимо:

  1. Подключить прибор к аккумулятору, а вторым разъёмом к выводам датчика;
  2. При включении происходит задвигание на все 250 шагов, потом он выдвинет шток с иглой примерно на 70 шагов;
  3. Нажатие кнопок к1 и к2 будет выполняться выдвижение конусной иглы и наоборот, её задвигание;
  4. Комплексная проверка датчика холостого хода будет проведена, если одновременно включить обе кнопки и задержать их включёнными, чуть более 3 секунд. Прибор начнёт периодически задвигать и выдвигать шток с конусной иглой;
  5. Переменным резистором можно изменять скорость выполнения операции проверки.

ВОЗМОЖЕН ЛИ РЕМОНТ ЭТОГО ПРИБОРА

Приобретать новый датчик торопиться не нужно потому, что в некоторых случаях возможен ремонт датчика холостого хода. Очень часто, особенно, когда используется некачественное топливо, или ресурс двигателя близок к капитальному ремонту, происходит закоксовка штока с конусной иглой в корпусе прибора. Что в таких случаях делают?

На помощь может прийти жидкость для очистки карбюраторов. Ватная палочка, обмакнутая в эту жидкость, хорошо очищает все контакты. После этого производят очистку штока конусной иглы. Обычно после этих действий он начинает работать.

Если имеется обрыв проводки внутри датчика, то в некоторых случаях это поправимо. Нужно аккуратно разобрать корпус прибора и внимательно осмотреть его внутреннее содержимое. Обрыв провода подключения можно исправить, если есть возможность припаять его на место подключения. Если всё получилось, то место пайки нужно покрыть слоем лака для защиты от коррозии. Если произошёл обрыв провода внутри обмотки шагового двигателя, то исправить его практически невозможно. В таком случае датчик просто меняют.

Оцените статью
Ремонт и обслуживание ВАЗ 2114 своими руками
Добавить комментарий