!! Инжекторный мотор, установленный на четырнадцатую, обладает «мозгом» — электронным блоком управления двигателем. Чтобы иметь возможность регулировать работу силового агрегата, электроника должна постоянно отслеживать все изменения, которыми сопровождается функционирование мотора. Для этого используются датчики ВАЗ 2114, о которых мы и будем говорить в данной статье.
Из материала вы узнаете, какие датчики стоят на ВАЗ 2114 (информация также актуальна для ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115), места их расположения, функциональное назначение и особенности каждого из устройств.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Большая часть рассматриваемых нами агрегатов размещена в подкапотном пространстве. Предлагаем вашему вниманию схему расположения датчиков на двигателе ВАЗ 2114:
Список датчиков ВАЗ 2114:
- Положения распределительного фала (датчик фаз);
- Температуры охлаждающей жидкости ;
- Детонации;
- Давления масла;
- Датчик кислорода (лямбда зонд);
- Положения коленного вала;
- Скорости;
- Холостого хода;
- Массового расхода воздуха;
- Уровня топлива;
- Уровня бензина ;
- Уровня тосола;
- Положения дроссельной заслонки
Теперь рассмотрим датчики и их расположение более детально.
ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНВАЛА
ДКП — устройство, подающее в ЭБУ информацию о положении коленчатого вала. От работы этого узла зависит правильное функционирование систем подачи топливной смеси и зажигания, а также форсунок инжекторного двигателя.
Данное устройство часто называют датчиком синхронизации, так как ЭБУ на основе полученной от ДКПВ информации определяет момент впрыска топлива в цилиндры движка. В случае поломки ДКПВ, в мозги четырнадцатой будет подаваться неправильная информация и двигатель потеряет свою работоспособность, поскольку будут происходить сбои в системе подачи топлива и форсунки не смогут нормально функционировать.
На четырнадцатую устанавливаются ДКПВ индуктивного типа, примерная стоимость нового устройства — 150 — 200 рублей. Расположен ДКПВ неподалеку ремня генератора, вблизи распредвала.
ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
ДПР нередко именуется датчиком фаз. Данное устройство есть у всех четырнадцатых с 16-клапанными двигателями, и у ВАЗ-2114 с 8-ми клапанными моторами с фазированным впрыском топливной смеси.
ДПР передает в ЭБУ данные о текущем цикле работы силового агрегата:
- Какой клапан открыт,
- Какая фаза газораспределения реализуется в данный момент.
На основании полученной информации ЭБУ определяет момент впрыска топлива так, чтобы бензин подавался прямо перед тем как откроется впускной клапан.
Расположено устройство на двигателе, возле головки блока цилиндров, неподалеку от воздушного фильтра.
ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ
ДПДЗ является одним из ключевых устройств, правильность функционирования которого зависит влияет на работу топливной системы. Как понятно из названия, ДПДЗ передает в мозги четырнадцатой информацию о том, под каким углом в конкретный момент времени размещена дроссельная заслонка
Одна из главных характеристик ДПДЗ — частота сигнала, исходя из изменения которой блок управления движком определяет степень нажатия на педаль газа, что дает возможность мозгам выбрать оптимальный режим охлаждения мотора и количество подаваемого топлива.
ДПДЗ является частью дроссельного узла. Расположен он на корпусе дроссельной заслонки, рядом с датчиком холостого хода.
ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ
Правильно работающий ДД — залог нормального функционирования мотора четырнадцатой. В случае его поломки движок будет троить и увеличится расход бензина.
ДД реагирует на вибрации двигателя, информация о которых передается на ЭБУ, что дает возможность ЭБУ подобрать правильный угол опережения зажигания (момент воспламенения бензина в цилиндре).
Устройство закреплено на блоке цилиндров мотора рядом с вентилятором, между 2 и 3 цилиндром.
ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ
ДТОЖ (также именуется как датчик температуры двигателя ВАЗ 2114) находится месте, где на корпусе системы охлаждения цилиндров размещен впускной патрубок, к которому подводится трубка для подачи тосола.
ДТОЖ отличается долговечностью и простотой конструкции, единственная его задача — отслеживать изменения температуры жидкости в системе охлаждения мотора. ЭБУ использует данные, полученные от ДТОЖ для регулировки частоты оборотов коленвала, соотношения смеси бензина и воздуха и для подбора угла опережения зажигания.
ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА
Благодаря полученным с ДМРВ данным ЭБУ регулирует оптимальное соотношение бензина и газа в топливной смеси, подающейся в форсунки силового агрегата. Если устройство функционирует неправильно, топливная смесь не будет соответствовать требованиям текущего режима работы мотора, что приведет к уменьшению мощности и ухудшению динамики, а также к увеличенному расходу бензина.
Расположен агрегат на патрубке воздушного фильтра мотора. ДМРВ стоит на порядок дороже, чем остальные датчики ВАЗ, его цена варьируется в пределах 5-6 тысяч рублей.
ДАТЧИК СКОРОСТИ
Информация о текущей скорости ДС передает посредством импульсных сигналов (на 1 проезжаемый километр приходится 6004 сигнала). В зависимости от частоты поступления сигналов ЭБУ определяет скорость автомобиля.
Полученная с ДС информация используется для регулировки оборотов движка в момент его холостой работы. При поломке ДС значительно возрастает расход бензина на холостом ходу, падает тяга силового агрегата и не работает спидометр.
ДАТЧИК УРОВНЯ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
Простейшее устройство поплавкового типа. Расположен ДУТЖ внутри емкости с тормозной жидкостью, передает на ЭБУ информацию о изменении ее количества.
ДАТЧИК КИСЛОРОДА
ДК, он же лямбда зонд, передает на блок управления двигателем информацию о уровне содержания кислорода в смеси выхлопных газов. Расположен он в приемном коллектора выхлопной трубы, неподалеку от резонатора.
ДАТЧИК ХОЛОСТОГО ХОДА
Все датчики на ВАЗ 2114 являются приборами для считывания показателей, однако ДХХ является одновременно и регулирующим устройством, непосредственно влияющим на работу двигателя на холостом ходу.
Данный агрегат обладает электроприводом и конической иглой, которая входит внутрь дроссельного патрубка. При холостых оборотах ДХХ изменяет положение иглы, открывая либо закрывая патрубок, регулируя тем самым количество подаваемого в дроссельный узел воздуха.
Под ДХХ в дроссельном узле двигателя ВАЗ 2114 выделено специальное посадочное отверстие, так что найти его не сложно. К патрубку он крепится с помощью двух винтов.
Теперь вы знаете функциональное назначение и расположение датчиков на ВАЗ 2114. Удачной вам езды без поломок!
Статья 2: Ваз 2114 усиленная